Раздел пользователей ФорумБлогБлагодарность Фотоальбомы ОпросУслуги 
«Книга отзывов»

Обратная связь


Число посетителей:



Ежедневно

Яндекс.Метрика



Материалы, опубликованные на сайте, взяты из нормативных документов в строительстве, сети интернета и мои разработки, идеи, труды.

Главная страница  /  Cметная документация  /  Особенности определения сметной стоимости ремонта и реконструкции зданий и сооружений




Все теги

Тематическая подборка по заголовку страницы.
Пользователи могут комментировать заявленную тему, задавать вопросы по ней и получать ответы, а также сами отвечать на вопросы других пользователей форума и давать им советы.


Дополнительная информация по данной теме

Особенности определения сметной стоимости капитального/текущего ремонта и реконструкции зданий и сооружений


ПОС, ПОКР - Проекты организации капитального ремонта должны разрабатываться с целью повышения эффективности и качества ремонта за счет рациональной организации ремонтно-строительных работ, обеспечения своевременного их выполнения с наименьшими затратами трудовых и других видов ресурсов, а также сдачи в эксплуатацию законченных капитальным ремонтом объектов в установленные сроки.

ПОС, ПОКР - Проекты организации капитального ремонта должны служить основой для решения вопросов организационно-технической подготовки и осуществления ремонта, распределения затрат на ремонт и ремонтно-строительные работы (товарной строительной продукции) по календарным периодам (кварталам, месяцам) с учетом требований по продолжительности ремонта и обеспечения задела и должны учитываться при обосновании сметной стоимости ремонта.

ППР - Проекты производства работ должны разрабатываться с целью обеспечения оптимальной организации ремонтно-строительного производства за счет использования наиболее эффективных методов выполнения ремонтно-строительных работ, способствующих снижению их стоимости и трудоемкости, сокращению продолжительности ремонтов и сроков производства отдельных видов работ, повышению степени использования строительных машин и оборудования, улучшению качества работ, а также обеспечению безопасных условий труда и сохранению окружающей природной среды.


Осуществление капитального ремонта без утвержденных проекта организации капитального ремонта и проекта производства работ  Запрещается.

Наиболее полное определение и правильное толкование терминов «капитальный ремонт», «реконструкция», «расширение» смотрите по ссылке: Официальные термины и определения в строительстве, архитектуре и жилищно-коммунальном комплексе.


Документом, определяющим порядок осуществления реконструкции, капитального ремонта зданий социально-культурного и коммунального назначения является ВСН 58-88р, утвержденный приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312. Порядок осуществления капитального ремонта промышленных зданий и сооружений изложен в «Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» (МДС 13-14.2000), утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 № 279.


Классификация капитального ремонта, приведена в соответствии с «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» (МДС 13-1.99), введённой в действие постановлением Госстроя России от 17.12.99 № 79.


Необходимо точное определение видов капитального ремонта. Несоблюдение правильного наименования сметной документации на капитальный ремонт по его видам приводит к конфликтным ситуациям при проверке правильности применения сметных нормативов, начисления лимитированных затрат, отнесения затрат в бухгалтерском учёте, начисления и уплаты налогов. Например, при комплексном капитальном ремонте объекта сметная документация на ремонт наружных инженерных сетей и благоустройства дворовой территории, т.е. всего того, что находится в пределах так называемых «красных линий» застройки объекта, вся она будет входить в сводный сметный расчёт стоимости капитального ремонта и, следовательно, нормативы лимитированных затрат будут применяться по соответствующим таблицам, как комплексного капитального ремонта здания в целом. Но если те же самые наружные инженерные сети и благоустройство будут ремонтироваться как самостоятельные объекты (по третьему виду капитального ремонта), то нормативы лимитированных затрат будут уже иными, свойственные уже только третьему виду капитального ремонта.


Порядок финансирования, планирования и определение стоимости реконструкции и капитального ремонта существенно различается.


Реконструкция осуществляется за счёт капитальных вложений, источником которых являются в основном собственные средства предприятий, образуемые за счёт амортизационных отчислений и чистой прибыли; иногда возможно выделение бюджетных средств.


Капитальный ремонт финансируется из текущих (оборотных) средств предприятий и организаций – собственников зданий и сооружений. Затраты на капитальный ремонт списываются на себестоимость продукции (работ, услуг).


Если под названием проекта «Капитальный ремонт» осуществляются реконструктивные мероприятия, то налоговые органы, обнаружив это при проверках, считают фактом сокрытия прибыли от налогообложения и применяют штрафные санкции к заказчикам.


Поэтому проекты следует проверять на соответствие изменению параметров объектов.


При реконструкции могут измениться профиль деятельности предприятия, объемы производства, номенклатура продукции, назначение зданий, их объемы и площади, вместимость, пропускная способность и т.д.


При капитальном ремонте зданий их основные параметры должны оставаться неизменными.


Порядок и особенности применения федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы при капитальном ремонте даны в МДС81-38.2004, при реконструкции даны в МДС81-36.2004. В соответствии с этими документами разработаны Указания по применению ТЕРр-2001 и ТЕР-2001. При составлении сметной документации на капитальный ремонт жилых домов следует пользоваться «Инструкцией о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» (МДС 13-1.99).


Особенности составления смет на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений связаны с необходимостью использования не только нормативной базы на ремонтно-строительные работы, но и сборников сметных норм и единичных расценок на строительные и монтажные работы.


При составлении сметной документации на капитальный ремонт в первую очередь следует применять расценки (нормы), предназначенные для капитального ремонта, т.е. расценки (нормы) соответствующих сборников ТЕРр (ФЕРр)-2001, ГЭСНр-2001. Работы по разборке (демонтажу), не предусмотренные в них, но встречающиеся при капитальном ремонте зданий, расцениваются по сборнику ТЕР (ФЕР)-2001, ГЭСН-2001 № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений». При отсутствии необходимых расценок (норм) и в этом сборнике на разборку конструкций затраты на данные работы следует учитывать в сметной документации по соответствующим единичным расценкам сборников ТЕР (ФЕР)-2001 и нормам ГЭСН-2001 на монтаж (устройство) конструкций без учета стоимости (расхода) материальных ресурсов. При этом к затратам и оплате труда рабочих-строителей, к затратам на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств следует применять следующие коэффициенты:

а) при разборке сборных бетонных и железобетонных конструкций - 0,8;
б) то же, сборных деревянных конструкций -0,8;
в) то же, внутренних санитарно-технических устройств (водопровода, газопровода, канализации, водостоков, отопления, вентиляции) - 0,4;
г) то же, наружных сетей водопровода, канализации, тепло- и газоснабжения - 0,6;
д) то же, металлических конструкций - 0,7.

Коэффициенты к стоимости работ по разборке (демонтажу) сборных железобетонных, бетонных и металлических конструкций, установлены из условия их демонтажа (разборки) в незакрепленном состоянии, освобожденных от заделки в стены и другие конструкции, а также от сварки или иного крепления с другими конструктивными элементами.


Затраты на демонтаж или выведение конструкций из рабочего положения, освобождение конструкций от закрепления и снятие нагрузок, а также последующий монтаж расценками сборника ФЕР-2001-46 не учтены. В тех случаях, когда при демонтаже (разборке) бетонных, железобетонных, либо металлических конструкций возникает необходимость подводки лесов для поддержки демонтируемых (разбираемых) конструкций во время их демонтажа (разборки), непосредственно в локальных сметах по расценкам сборника ФЕР-2001-09 «Металлические конструкции» учитываются дополнительные работы по установке и разборке поддерживающих лесов.


При определении затрат на монтаж конструкций после выведения из рабочего положения к нормам ГЭСН части 9 применяется коэффициент 0,65, учитывающий уменьшение затрат за счет исключения подготовительных работ и укрупнительной сборки.


При наличии закрепленных конструкций, дополнительные затраты, связанные с пробивкой и заделкой борозд, ниш гнезд в существующих конструкциях, в которые закреплены демонтируемые (разбираемые) конструкции, а также срезка закладных деталей или элементов металлоконструкций, к которым они приварены, надлежит учитывать дополнительно в локальных сметах на основании проектных решений, либо актов обследования.


В технических частях сборников приведены указания о порядке применения расценок, правила определения объемов работ и коэффициенты, учитывающие производство работ в условиях, отличающихся от принятых в расценках данного сборника. Каждый сборник должен применяться с учётом указаний по применению единичных расценок общих для сборников данного вида работ.


Затраты по смене конструкций, не предусмотренных в ТЕРр (ФЕРр)-2001, ГЭСНр-2001, но встречающихся при производстве ремонтно-строительных работ, определяются в следующем порядке:

  • разборка конструкций - по сборникам ТЕР (ФЕР)-2001, ГЭСН-2001 № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»;
  • устройство новых конструкций - по соответствующим расценкам сборников ТЕР (ФЕР)-2001, ГЭСН 2001 на строительные работы.

При демонтаже оборудования величина указанного коэффициента зависит от его дальнейшего использования.

  • Так, если предполагается дальнейшее использование оборудование после его длительного хранения принимается коэффициент 0,7,
  • без надобности хранения - 0,6.
  • Указанное положение распространяется и на работы по демонтажу кабеля с его последующим монтажом по новой трассе (перетрассировка); оборудование не подлежит дальнейшему использованию (предназначено в лом) с разборкой и резкой на части - 0,5;
  • то же, без разборки и резки - 0,3;
  • если же демонтируемое оборудование не подлежит дальнейшему использованию, то при его разборке и резки на части принимается коэффициент 0,5; 
  • а без разборки и резки - 0,3.

Указанные коэффициенты не применяются к стоимости материальных ресурсов, учтенных при монтаже оборудования. Расход материальных ресурсов, фактически используемых при демонтаже оборудования, учитывается дополнительно при составлении локальной сметы на демонтаж (по факту, по аналогичным видам работ).


При определении сметной стоимости демонтажа оборудования путем применения к стоимости монтажа (без учета стоимости материальных ресурсов) понижающих коэффициентов дополнительно могут учитываться только те виды работ, которые не были предусмотрены в составе работ и учтены в норме (расценке) на монтаж данного вида оборудования. В нормах (расценках) на монтаж светильников учтена установка кронштейнов и присоединение светильников, следовательно, при определении стоимости демонтажа светильников демонтаж кронштейнов и отключение светильника от сети дополнительно не учитываются.


Нормами табл. 46-02-007 предусмотрено выполнение работ при объеме кладки в одном месте до 15 м3. При больших объемах кладки следует применять ГЭСН части 8 «Конструкции из кирпича и блоков». В случаях, предусмотренных проектом, когда требуется перевязка новой кладки со старой, пробивку штраб следует нормировать дополнительно.


Нормы  сборника 46  на пробивку и сверление отверстий при новом строительстве допускается применять в исключительных случаях в установленном порядке.


Нормы сборника 46 на разборку отдельных конструктивных элементов, пробивку и заделку проемов, отверстий, гнезд и борозд не подлежат корректировке в зависимости от марки бетона, вида кирпича и марок растворов в бетонных, железобетонных и каменных конструкциях.


Нормы  сборника 46 на разборку бетонных, железобетонных и каменных конструкций предусматривают производство работ в отдельных местах с применением ручных механизмов и приспособлений (отбойные молотки и т.п.). Затраты по разборке конструкций другим способом следует определять по калькуляциям и расчетам в соответствии с проектом.


В соответствии с п. 4.7. «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004) выполняемые при ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве (в том числе затраты на возведение новых конструктивных элементов) и не учтенные в ГЭСНр-2001 (ФЕРр (ТЕРр)-2001), следует нормировать (определять) по соответствующим нормам (расценкам) ГЭСН (ФЕР, ТЕР) (кроме норм (расценок) сборника ГЭСН (ФЕР, ТЕР) № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений») на строительные работы с применением коэффициентов:

  • к затратам труда (оплате труда) рабочих-строителей -1,15;
  • к затратам на эксплуатацию машин (в том числе к затратам труда (оплате труда) машинистов) - 1,25.

СТЕСНЕННОСТЬ, Консультации, Разъяснения, Порядок применения К=1,15 и К=1,25

ТЧ п.1.46.24. Затраты на возведение новых конструктивных элементов в реконструируемых зданиях и сооружениях, независимо от условий производства работ, следует определять по соответствующим ГЭСН (кроме ГЭСН части 46) с применением коэффициентов:
        • к затратам труда рабочих-строителей - 1,15;
        • затратам по эксплуатации машин - 1,25.

Указанные коэффициенты являются усредненными и предназначены для корректировки затратной части норм (расценок) на строительные работы в связи с изменением метода производства работ в реконструируемых или ремонтируемых зданиях и сооружениях. Состав работ при «ремонте зданий и сооружений» приведен в п.3.8. МДС 81-35.2004.

В том случае, если проектом организации строительства (ремонта) обоснованы стесненные условия выполнения работ по разборке, то рекомендуемые коэффициенты к оплате труда рабочих и к затратам на эксплуатацию машин распространяются и на погрузочные работы. На затраты по транспортировке конструкций от разборки, строительного мусора и т.д. за пределы строительства объекта, а также на затраты по разгрузке этих материалов за пределами строительной площадки (площадки капитального ремонта) указанные выше коэффициенты не распространяются.

Данные коэффициенты не применяются при использовании сборников ТЕРм-2001 (ФЕРм-2001), ГЭСНм-2001 и ТЕРп-2001 (ФЕРп-2001), ГЭСНп-2001.

В соответствии с п.3.4. МДС 81-38.2004 и п.4.7. МДС 81-35.2004 при выполнении работ в существующих зданиях и сооружениях аналогичных процессам при новом строительстве возможно одновременное применение коэффициентов 1,15 и 1,25 с коэффициентами учитывающими условия производства работ и усложняющие факторы, приведенные в приложении 3 к настоящим указаниям и в приложении 1 к Методике  МДС 81-35.2004.


Единичные расценки и нормы на ремонтно-строительные работы учитывают следующие усложненные условия выполнения работ: рассредоточенность объемов работ, ограниченные возможности применения высокопроизводительных средств механизации, повышенные затраты ручного труда на внутрипостроечном транспорте и транспорте материалов в рабочей зоне и т.п., но без учета внешних усложняющих факторов (согласно п 1.4 указаний к ТЕРр, ФЕРр). При наличии условий, перечисленных в Приложении 3 к МДС 81-38.2004, применяются соответствующие повышающие коэффициенты к нормам затрат труда, оплате труда рабочих-строителей, нормам времени и затратам на эксплуатацию машин (включая затраты труда и оплату рабочих, обслуживающих машины).


Нормы табл. ГЭСН 46-02-009 на отбивку штукатурки установлены из учета следующей толщины штукатурного слоя:

  • простая штукатурка -14 мм;
  • улучшенная штукатурка -17 мм;
  • высококачественная штукатурка – 22 мм.

При отбивке штукатурки большей толщины затраты следует увеличивать пропорционально изменению толщины штукатурного слоя.


Нормы раздела 3 ГЭСН части 46 учитывают затраты по пробивке борозд в кирпичных и бетонных конструкциях. При пробивке борозд в гипсовых перегородках (крупнопанельных, мелкоштучных пазогребневых и т.д.) к нормам затрат труда и эксплуатации строительных машин табл. ГЭСН 46-03-0 11 «Пробивка борозд в кирпичных стенах» следует применять коэффициент к = 0,5.


При пробивке проемов отбойными молотками, не обеспечивающими выполнение пробиваемых проемов в проектных размерах и в прямых линиях, размеры проемов назначать:

  • в бетонных и железобетонных конструкциях - с уширением на 10 см в каждую сторону с последующим устройством монолитного обрамления проемов с доведением размеров проемов до проектных;
  • в кирпичных стенах и перегородках - с уширением на 25 см (на 1 кирпич) в каждую сторону, с созданием вертикальной штрабы, с последующей закладкой кирпичом до проектных размеров.

При пробивке отверстий под трубопроводы, воздуховоды, металлоконструкции и т.д. отбойными молотками, размеры отверстий надлежит выполнять в 1,5 раза больше проектных с целью обеспечения монтажа и рихтовки конструкций. По завершению монтажа и рихтовки трубопроводов, воздуховодов, металлоконструкций и т.д. все примыкания вокруг них надлежит заделывать бетоном.


При пробивке гнезд под установку конструкций в стенах размеры гнезд надлежит выполнять в 2 раза больше сечения монтируемых конструкций, а по глубине в 2 раза больше длины опирания этих конструкций - с целью обеспечения монтажа и рихтовки конструкций, если другое не предусмотрено проектом. По завершению монтажа и рихтовки конструкций все примыкания между смонтированными конструкциями и существующими конструкциями заделываются бетоном.


Коэффициенты, учитывающие условия производства работ и усложняющие факторы, включаются в локальные сметы при выполнении строительных (ремонтных) работ в соответствии с проектом организации капитального ремонта, ПОС, ПОКР или проектом производства работ, согласованным с заказчиком. В случае, когда заказчик не может представить проект организации капитального ремонта, следует отражать основные положения по организации работ в пояснительной записке к сметной документации, придерживаясь требований «Инструкции по разработке проектов организации и проектов производства работ по капитальному ремонту жилых зданий» (ВСН 41-85(р)).


Существуют особенности и в определении накладных расходов и сметной прибыли при капитальном ремонте и реконструкции зданий и сооружений.

Укрупненный норматив накладных расходов на капитальный ремонт жилых и общественных зданий установлен МДС 81-33.2004 в размере 95% (МДС 81-34.2004 в размере 109% для районов Крайнего Севера и 100% для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера).


При использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ на ремонтно–строительные работы, осуществляемые хозяйственным способом необходимо к величине накладных расходов применять коэффициент 0,6.


Накладные расходы на капитальный ремонт зданий и сооружений производственного назначения принимаются по нормам для соответствующего вида строительства.


В сметах на ремонтно-строительные работы, составляемых по рабочим чертежам и для расчётов за выполненные работы, накладные расходы рассчитываются с использованием нормативов по видам работ, привязанных к соответствующим сборникам ГЭСНр-2001, ТЕРр (ФЕРр)-2001 согласно приложению 5 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004 и ГЭСН-2001, ТЕР (ФЕР)-2001, ГЭСНм-2001, ТЕРм (ФЕРм)-2001 согласно приложению 4 МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004.


В соответствии со статьей 8 закона от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) контракта заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Гражданским кодексом ст. 740 предусмотрен договор строительного подряда, иных форм взаимодействия в том числе строительство хозяйственным способом в гражданском кодексе РФ не предусмотрено. Следовательно, хозяйственный способ в строительстве следует рассматривать как разновидность подрядного с привлечение к выполнению работ субъекта не юридического лица. Сметная прибыль в свободной (договорной) цене бытового или строительного подряда не предусматривается, так как индивидуальные предприниматели по документам федеральной налоговой службы не несут расходов, связанных с налогообложением прибыли.


При начислении в локальной смете на ремонтно-строительные работы лимитированных затрат размер средств на титульные временные здания и сооружения для капитального ремонта объектов жилищно-гражданского назначения следует определять по «Сборнику сметных норм затрат на строительствовременных зданий и сооружений» ГСНр-81-05-01-2001 табл.1.


При составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений, реконструкцию объектов жилищно-гражданского назначения, размер средств на титульные временные здания и сооружения следует определять по «Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений» (ГСН-81-05-01-2001) ) с применением к ним коэффициента 0,8.


Согласно п. 12 технической части ГСНр 81-05-02-2001 дополнительные затраты при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время на объектах промышленного строительства следует определять по нормам раздела I таб. 4 ГСП 81-05-02-2001 с коэффициентом 0,8. Указанное положение распространяется на работы по капитальному ремонту магистральных трубопроводов.


При комплексном капитальном ремонте объектов, когда отопление зданий для выполнения отделочных работ и других специальных работ осуществляет подрядная организация, как и при новом строительстве, могут быть дополнительно учтены затраты на разницу в стоимости тепловой энергии и дополнительные затраты по сушке зданий (если по ПОС или ППР требуется сушка) по той же методике, что и для нового строительства (см. раздел II гл.2 ГСН 81-05-02-2001).


В результате разборки на объектах капитального ремонта (реконструкции) образуются: строительный мусор, вторичное сырьё (металлолом, дрова, кирпичный щебень), материалы и конструкции, пригодные к повторному применению, так называемые возвратные материалы.


Учет в сметной документации строительного мусора и возврата материалов от разборки


Если мусор образовался от разборки конструкций, затраты по оплате талонов на утилизацию строительного мусора на свалке и квартальная плата за загрязнение природной среды при вывозке мусора оплачиваются дополнительно. Вывоз технологического мусора и утилизация его оплачивается за счёт накладных расходов подрядной организации. Стоимость размещения на полигонах (свалках) строительных отходов определяется предприятиями по переработке бытовых отходов. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственному регулированию подлежит только стоимость переработки (размещения) бытовых отходов.


В соответствие с Положением о заказчике при строительстве объектов на территории Российской Федерации, утверждённым постановлением Госстроя России от 8 июня 2001 года № 58, заказчик обязан сообщить подрядчику установленные места вывоза грунта, мусора, материалов от разборки и рубки насаждений, непригодных для вторичного использования, исходя из расположения которых определяются затраты на вывоз мусора и непригодных материалов. Если заказчик не может предоставить место вывоза мусора, то он должен дать согласие на вывоз мусора и непригодных материалов и их переработку специализированными организациями на свалках по тарифам этих организаций. На основе этих данных определяется расстояние вывозки со строительной площадки грунта и строительного мусора.


В процессе разборки (демонтажа) зданий или сооружений или отдельных конструктивных элементов, а также при выполнении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ образуются возвратные материалы, возвратные материалы с остаточной стоимостью - металлолом и дрова или строительный мусор.


Возвратные суммы от реализации полученных при разборке материалов и изделий, затраты на приведение их в пригодное состояние следует предусматривать дополнительно в локальных сметах. В состав этих затрат также входят затраты по доставке материалов до испытательных лабораторий и обратно, погрузо-разгрузочные работы, стоимость работ по испытанию материалов и сертификации.


Возможна ситуация, когда до начала ремонта или строительства (реконструкции) на строительной площадке имеется не убранный мусор. В этом случае затраты по уборке мусора учитываются в сметной документации на основании акта, подписанного представителями заказчика, эксплуатирующей и проектной организаций, а также подрядной организации, если она уже определена, а затем утвержденного инвестором или заказчиком. В акте указывается количество мусора и класс его опасности.


В этом случае на основании данных из акта сметчик составляет локальную смету, в которой учитываются затраты по разработке мусора и погрузке его в транспортное средство, перевозке к месту складирования или на свалку, а также в графе 7 (прочие затраты) - плата за прием и переработку мусора на свалке. Указанные затраты учитываются в главе 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета стоимости строительства.


Затраты связанные со сносом или разборкой зданий и сооружений учитываются в главе 1 «Подготовка территории строительства» сводного сметного расчета стоимости строительства.


Затраты на размещение и обезвреживание строительного мусора и отходов определяются сметным расчетом на основании перечня, включаемого в состав раздела 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (Оценка воздействия на окружающую среду - ОВОС) пояснительной записки к проектной документации, и справки (калькуляции) предприятия о стоимости их размещения и обезвреживания.

Все отходы, включая строительный мусор, по степени воздействия на окружающую природную среду подразделяются на пять классов:

I класс - чрезвычайно опасные;

II класс - высоко опасные;

III класс - умеренно опасные;

IV класс - мало опасные;

V класс - практически не опасные отходы.

Отнесение отходов к классам опасности для окружающей природной среды осуществляется расчетным или экспериментальным методом в соответствии с «Критериями отнесения отходов к классам опасности для окружающей природной среды», устанавливаемыми приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации.


Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления - СП 2.1.7.1386-03, п. 2.1 подразделяют отходы по степени воздействия на человека и окружающую природную среду на четыре класса:

1 класс - чрезвычайно опасные;

2 класс - высоко опасные;

3 класс - умеренно опасные;

4 класс - мало опасные.

В качестве основания для расчета затрат по утилизации строительных отходов, образующихся на объекте строительства, в составе проектной документации составляется соответствующий перечень.


Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786.


Для тех отходов, которые еще не внесены в ФККО, класс опасности определяется расчетным методом в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 511 от 15.06.2001 г.

Плата за предоставляемые услуги по размещению, переработке и утилизации строительных отходов учитывается в сметной документации, как правило, на основании калькуляции составленной предприятием, занимающимся размещением и обезвреживанием строительных, производственных и других отходов.


Наличие перечня строительных отходов, образующихся на объекте строительства и их количества, а также стоимости единицы измерения их размещения и утилизации позволяет определить соответствующие затраты, которые в сметной документации относятся к прочим затратам (графа 7), и учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства.


Строительный мусор образуется также в процессе выполнения строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ:

  • от разборки зданий и сооружений, их отдельных конструктивных элементов или инженерно-технологического оборудования, а также от пробивки проемов и отверстий;
  • от той части материалов, которые не могут быть использованы в процессе производства работ (затвердевшая в транспортных средствах бетонная смесь или раствор, осколки кирпича, мелких блоков и других стеновых материалов и т.п.), а также трудноустранимые потери и отходы (концевые отходы, обрезки материалов при изготовлении длинномерных деталей (изделий) или при раскрое материалов в связи с некратностью размеров конструкций с размерами применяемых материалов (плиты, листы) и т.п.). Указанные отходы материалов, как правило, учтены государственными элементными сметными нормами;
  • от упаковок, реквизита и невозвратной тары, использованной при транспортировке материалов и оборудования (отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов);
  • в результате обслуживания работников строительства - бытовые отходы.

Затраты по разборке (демонтажу) зданий и сооружений, их отдельных конструктивных элементов или пробивке отверстий определяются по сборнику норм и расценок № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений».


В таблицах норм раздела 06 «Разборка жилых и общественных зданий» сборника ГЭСН-2001-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» предусмотрены 2 способа разборка зданий и сооружений:

  • с сохранением (поэлементная разборка)
  • без сохранения годных материалов (обрушение).

Способ разборки определяется проектом организации строительства.


При применении норм 1 и 2 таблицы 46-06-009 «Комплексная разборка зданий» дополнительно могут быть учтены только затраты на демонтаж систем отопления, горячего и холодного водоснабжения.


При определении затрат по уборке материалов от разборки зданий и сооружений, инженерно-технического оборудования или отдельных конструкций, а также от пробивки проемов и отверстий сметчику необходимо учитывать данные из пункта 4.11 «Указания по применению федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы» (ФЕРр-2001) МДС 81-38.2004.


«В ФЕРр учтены затраты по горизонтальному и вертикальному (опусканию через окно в лотках) перемещению мусора и материалов от разборки в зданиях и сооружениях (на расстояние до 80 м) до места их складирования в пределах строительной площадки объекта на расстояние до 50 м от зданий и сооружений.


Вертикальный транспорт мусора, полученного при разборке и ремонте конструкций, учтен для зданий высотой до 15 м.


При большей высоте ремонтируемых зданий сметчику следует учитывать дополнительные затраты на вертикальный транспорт.


В ФЕРр не учтены и должны оплачиваться отдельно (в тех случаях, когда это обусловлено требованиями к выполнению работ или условиями их производства) затраты по затариванию мусора в мешки, стоимости мешков и спуску мусора с отноской вручную на носилках или в мешках».


Затраты по затариванию мусора в мешки следует определять по сборнику ЕНиР № 1 «Внутрипостроечные транспортные работы», § Е 1-19-1-а с коэффициентом 1,8, который учитывает работу двух рабочих при затаривании мусора в мешки, или по данным хронометража.


В случае, когда фактическое расстояние по выноске мусора, подтвержденное ПОС или ПОКР, превышает средневзвешенное суммарное 80+50 м, учтенное ФЕРр-2001, в сметную документацию следует включать затраты на его дополнительное перемещение в пределах строительной площадки. При расчете сметчиком фактического расстояния переноски мусора (приведенного к горизонтальному) необходимо учитывать, что при спуске мусора с этажей или покрытий здания к фактической длине пройденного пути за каждый метр спуска следует добавлять 8 м.


Объемная масса строительного мусора должна приниматься усредненной в плотном теле конструкций по следующим нормам:

  • при разборке бетонных конструкций - 2400 кг/м3;
  • при разборке железобетонных конструкций - 2500 кг/м3;
  • при разборке конструкций из кирпича, камня, отбивке штукатурки и облицовочной плитки - 1800 кг/м3;
  • при разборке конструкций деревянных и каркасно-засыпных - 600 кг/м3;
  • при выполнении прочих работ по разборке (кроме работ по разборке металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования) - 1200 кг/м3.

Масса разбираемых металлоконструкций и инженерно-технологического оборудования принимается по проектным данным.


Объем строительного мусора от разборки (разрушения) бетонных и железобетонных конструкций значительно больше объема этих конструкций в плотном теле и поэтому объемная масса мусора была принята в размере 1800 кг/ м3.


В случаях, когда в сметной документации масса строительного мусора принимается по объему разбираемых железобетонных конструкций в плотном теле, то затраты по транспортировке строительного мусора следует также исчислять исходя из массы конструкций в плотном теле - 2500 кг/ м3.


Затраты по погрузке строительного мусора и материалов негодных для дальнейшего применения, образовавшихся в результате разборки зданий, конструкций и оборудования, в транспортное средство и его вывозке со строительной площадки к месту складирования или на свалку определяются по действующим тарифам и учитываются в локальных сметах.


На основании приведенных выше данных сметчик составляет локальную смету, в которой учитываются затраты по погрузке мусора в транспортное средство, перевозке к месту складирования или на свалку, а также в графе 7 (прочие затраты) - плата за прием и переработку мусора на свалке. Затраты по транспортировке следует учитывать в локальных сметах в графе 9 «Эксплуатация машин» без выделения оплаты труда водителей.


В случаях, когда конструкции, материалы и изделия, полученные в результате разборки или сноса зданий и сооружений, признаются пригодными для повторного применения, то в локальных сметах приводится их возвратная стоимость по цене возможной реализации (определяется конъюнктурой рынка и ограничивается только величиной стоимости аналогичной стоимости нового материала или изделия), за вычетом из этих сумм расходов по приведению их в состояние, пригодное для повторного использования и доставке в места складирования или продажи. Стоимость возвратной тары, включенной в стоимость оборудования и других материальных ресурсов, учитывается в аналогичном порядке.


Размер возвратных сумм на этапе подготовки проектной документации допускается определять по экспертной оценке заказчика, отражаемым им в задании на проектирование или исходных данных на разработку сметной документации.


Все возвратные материалы, получаемые на объекте, являются собственностью заказчика (владельца объекта) и используются им по назначению.


Возвратные суммы приходуемых материалов от разборки временных трубопроводов водопровода, газопровода и т.д. следуетb определять на основании акта, в котором должно быть установлено состояние материалов от разборки, размер неизбежных потерь при демонтаже трубопровода. Стоимость труб при разборке временного трубопровода следует принимать по средним отпускным ценам, сложившимся в регионе, за минусом затрат по приведению их в годное состояние для повторного использования и доставке в места складирования. Исходя из сложившейся практики, возвратные суммы, учитывающие стоимость материалов от разборки временных трубопроводов, составляет около 80 % от стоимости материалов на их устройство.


Если в локальной смете принято устройство шпунтового ограждения без учета оборачиваемости свай, и шпунт извлекается, то объем возврата шпунтовой стали учитывается в размере 85% массы шпунтовых свай, подлежащих извлечению.


Процент выхода годного камня для определения его возвратной стоимости по норме и расценке 03-008-1 сборника (части) № 27 «Автомобильные дороги» ориентировочно рекомендуется принимать в размере 60%. Фактический выход годного камня для дальнейшего использования определяется на месте производства работ и оформляется соответствующим актом.


Возможность повторного применения материалов от разборки сетей водоснабжения и канализации устанавливается актом между заказчиком и подрядной организацией.


Возвратные суммы от сдачи металлолома учитываются расчетом путем исключения из цены приема металлолома, установленной базой Вторчермета, затрат по погрузке и доставке металлолома от строительной площадки до приемного пункта металлолома.


Количество асфальтобетонного лома или крошки, полученного в результате разборки асфальтобетонного покрытия, определяется на месте производства работ и оформляется соответствующим актом. При определении возвратных сумм следует дополнительно учитывать затраты по его погрузке, если она не учтена расценкой на разборку, и транспортировку асфальтобетонного лома на регенерационный или асфальтобетонный завод.


Аналогичным порядком учитывается и стоимость вторичного сырья (дров, щебня и т.д.) полученных в результате разборке или сноса строений.


Возвратную стоимость демонтируемых отопительных котлов в локальных сметах следует учитывать условно из расчета не менее 30% отпускной цены по типам демонтируемых котлов. Это требование приведено в пункте 1.23 сборника расценок № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений».

  • ТЧ п.1.46.19. Затраты на демонтаж отопительных котлов при разборке систем отопления по норме 2 табл. 46-06-003 не учтены и их следует определять дополнительно по соответствующим ГЭСН. Возвратную стоимость демонтируемых отопительных котлов в сметах следует учитывать условно из расчета не менее 30% отпускной цены по типам демонтируемых котлов. При расчетах за выполненные работы возвратная стоимость демонтируемых котлов и затраты по их вывозке с объекта разборки должны определяться по акту заказчика и подрядной организации в зависимости от возможности дальнейшего использования котлов.

В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается.


Возвратные суммы не исключаются из итога локального сметного расчета (сметы), объектного сметного расчета (сметы) и сводного сметного расчета стоимости строительства.


Возвратные суммы от реализации материалов, деталей, оборудования и производственно-хозяйственного инвентаря, получаемые от разборки находящихся на балансе заказчика временных зданий и сооружений, определяются расчетами, учитывающими реализацию этих материалов и деталей в текущем уровне цен (за вычетом расходов по приведению их в пригодное состояние и доставке в места складирования).


В договоре (контракте) устанавливается ответственность подрядчика за получение возвратных материалов в объеме и номенклатуре, определенной в проектной документации, а также порядок их использования.


Материалы от разборки нетитульных временных сооружений учитываются на основании внутренних актов произвольной формы, утверждаемых руководством подрядной организации.


Затраты по уборке строительного (технологического) мусора, образовавшегося в период производства работ (трудноустранимые потери и отходы, невозвратная тара и бытовые отходы), погрузка и вывоз его на свалку или к месту переработки относятся к расходам на организацию работ на строительных площадках, которые учтены в составе норм накладных расходов (п. 11 и 12 раздела II приложения 6 к Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве - МДС 81-35.2004 и МДС 81-34.2004). Следовательно, они не подлежат дополнительному учету в сметной документации.


Письмом Госстроя России от 28.12.99 г. № 10-466 разъяснено, что «учет затрат по утилизации негодного грунта и мусора, вывозимого на свалку, действующими нормативными документами не предусмотрен». Плата за предоставляемые услуги по размещению и переработке на площадках специализированной организации строительного мусора и материалов от разборки, непригодных для дальнейшего использования, учитывается в сметной документации в графе 7 (прочие затраты).


Объемы строительного мусора и других отходов строительного производства, класс их опасности принимаются по данным регламента по обращению со строительными отходами, который должен входить в состав проектной документации.

Проект организации капитального ремонта


Проект организации капитального ремонта или отдельные его решения могут разрабатываться специализированными проектными или проектно-технологическими организациями («Оргтехстрой», «Оргтехремстрой» и др.) за счет средств на проектно-изыскательские работы, передаваемых этим организациям.


Проект организации капитального ремонта должен быть согласован заказчиком проекта с генеральной подрядной организацией с участием субподрядных организаций и при необходимости со специальными органами надзора.


Исходными материалами для разработки проекта организации капитального ремонта должны служить:

  • материалы инженерных изысканий для объекта капитального ремонта (технического обследования);
  • материалы схем (проектов) районной планировки, генеральных планов городов и населенных пунктов;
  • основные решения по применению строительных материалов и конструкций, средств механизации ремонтно-строительных работ, согласованные с генеральной подрядной организацией, а также данные об использовании источников и порядке обеспечения ремонта энергетическими ресурсами, водой, временными инженерными сетями и коммуникациями, а также местными строительными материалами;
  • разбивка ремонтируемого объекта на очереди (комплексы);
  • сведения об условиях обеспечения объекта ремонта рабочими кадрами и о возможности использования на период ремонта существующих помещений и строений;
  • данные о наличии производственно-технической базы подрядных организаций, возможностях и условиях ее использования;
  • сведения о наличии у подрядных организаций инвентарных передвижных или сборно-разборных производственно-бытовых помещений;
  • данные о плановой и фактической среднегодовой (среднемесячной) выработке строительных машин, средств транспорта, рабочих подрядных организаций на аналогичных объектах;
  • данные о возможности и сроках освобождения жилых зданий от проживающих и арендаторов (при ремонте с отселением жильцов).

Указанные исходные материалы должны предоставляться заказчиком и генеральным подрядчиком проектной организации, разрабатывающей проект организации капитального ремонта, в сроки, обеспечивающие его своевременную разработку.


Проект производства ремонтно-строительных работ

Проект производства работ должен разрабатываться на основании задания, выдаваемого (утверждаемого) заказчиком этого проекта и включающего исходные данные об объеме и сроках разработки проекта.

При определении состава и содержания проектов производства работ следует учитывать особенности их выполнения в зависимости от вида капитального ремонта, необходимости выполнения специальных работ по усилению, креплению и замене конструкций, разнообразия и условий выполнения строительных процессов.

Проект производства работ должна разрабатывать генеральная подрядная организация. При необходимости более детальной проектной разработки вопросов производства специальных работ, выполняемых силами специализированных субподрядных организаций, эти организации должны в развитие соответствующих разделов проекта производства работ генеральной подрядной организации разрабатывать проекты производства специальных видов работ.

Для сложных объектов по заказу подрядных организаций проекты производства работ могут разрабатываться специализированными проектными или проектно-технологическими организациями («Оргтехстрой», «Оргтехремстрой» и др.).

Разработка проектов производства работ должна осуществляться за счет накладных расходов подрядной организации.





«Назад | Вперед »


Навигация и структура информации на сайте


История сметного дела  |  Ценообразование и составление смет в строительстве  |  Формирование договорной цены на строительную продукцию  |  Методика составления сметной документации, состав и виды смет >>>  |  - Материальные ресурсы в сметном деле, особенность учета  |  - Эксплуатации машин и механизмов в сметном деле, особенность учета  |  - Фонд оплаты труда в сметном деле, особенность учета  |  - Накладные расходы в сметном деле, особенность учета  |  - Сметная прибыль в сметном деле, особенность учета  |  - Коэффициенты, учитывающие условия производства работ  |  - Лимитированные затраты в сметном деле  |  - Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ  |  Особенности определения сметной стоимости ремонта и реконструкции зданий и сооружений  |  Особенности определения сметной стоимости монтажных работ  |  Особенности определения сметной стоимости пусконаладочных работ >>>  |  Методические указания по проведению подсчета объемов работ  |  Унифицированные формы первичной учетной документации  |  Примеры смет (ГРАНД-Смета, Excel и т.д., импорт/эксперт)  |  Должностные обязанности начальника отдела по ценообразованию и сметному нормированию  |  Должностные обязанности инженера-сметчика по ценообразованию и сметному нормированию  |  Нормативные документы ценообразование и сметное нормирование в строительстве

Версия для печати

 


НОВОСТИ >>>


Подписка на рассылку

Никакого спама !!!




Арутюнян Севак Спартакович, все права защищены.

ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS